Реактивный пассажирский авиалайнер Ту-154 / Tupolev Tu-154

Ту-154 – советский трехдвигательный реактивный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, рассчитанный на перевозку 152-180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в конструкторском бюро «Туполев». Советские пилоты называли его «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка» или «Аврора».

Рабочее проектирование самолета началось в 1965 году. В 1968 году было изготовлено 6 прототипов. 3 октября 1968 года экипаж летчика-испытателя Юрия Сухова впервые поднял самолет в небо. Серийное производство началось в 1969 году в Куйбышеве (Самаре) на заводе №18 (ныне ОАО «Авиакор»). В 1969 году один из прототипов демонстрировался на парижском авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). Испытания самолета продолжались около пяти лет.

Магистральный самолет Ту-154 поступил во Внуковский авиаотряд в конце 1970 года. В мае 1971 года его начали использовать для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково – Минеральные Воды.

Ту-154 – один из самых быстрых серийных пассажирских лайнеров, с крейсерской скоростью более 900 км/ч. В 1980-е годы самолеты Ту-154 различных модификаций стали самыми массовыми самолетами Аэрофлота. Ту-154 совершали полеты в более чем 80 городов Европы, Азии и Африки, неоднократно представлялись на различных международных выставках и авиационных салонах.

Ту-154 стал самым массовым реактивным пассажирским самолетом за всю историю СССР и России.

Tu-154 is a Soviet three-engine medium-range jet airliner sized to transport 152-180 passengers. The airliner was designed by the engineering bureau “Tupolev” in the 1960s in the USSR. Soviet pilots called it “Poltynnik”, Bolshaya Tushka”, or “Aurora”.

An engineering of the airliner began in 1965. In 1968 6 prototypes of Tu-154 were made. On the 3rd of October, 1968 research pilot’s Yuriy Suchov crew team boosted the plane into the air for the first time. Batch manufacturing began in 1969 in Kuybyshev (Samara) at the Aircraft Plant (today it’s OAO “Aviakor”). In 1969 one of the prototypes was demonstrated at the Parisian air show in Le Bourget (France). The test activity of the airliner lasted for about 5 years.

The long-range aircraft Tu-154 was transferred to Vnukovo squadron in the end of 1970. In May of 1971people started to use it for transferring mail from Moscow to Tbilisi, Sochi, Simferopol, and Mineralnye Vody. On the 9th of February, 1972 Tu-154 made its first flight from Vnukovo to Mineralnye Vody with passengers on the board.

Tu-154 is one of the fastest airliners with the cruising speed of more than 900 km/h. In 1980s different modifications of Tu-154 airliners became the most popular airliners of the Aeroflot. Tu-154 flew to more than 80 cities of Europe, Asia, and Africa. Moreover, these airliners featured in many international exhibitions and air shows.

Tu-154 became the most massive jet airplane in the whole history of the USSR and the Russian Federation.